Командир повстанцев с востока Украины рассказал о «Буке» сепаратистов

ДОНЕЦК Украина (Рейтер) — Влиятельный командир повстанцев с востока Украины говорит, что у пророссийских сепаратистов был зенитно-ракетный комплекс того типа, которым, как считает Вашингтон, был сбит самолет Малайзийских авиалиний, выполнявший рейс MH17.

В интервью Рейтер командир батальона «Восток» Александр Ходаковский впервые после произошедшего в минувший четверг крушения авиалайнера сказал, что у ополченцев был ЗРК «Бук».

Он также дал понять, что «Бук» мог быть привезен из России и потом отправлен обратно для ликвидации доказательств его присутствия на Украине.

Перед катастрофой малайзийского лайнера повстанцы хвастались тем, что захватили «Буки», которые могут сбивать цели на большой высоте. Но после падения самолета самопровозглашенная Донецкая народная республика неоднократно отрицала владение подобным оружием.

С момента крушения лайнера, унесшего 298 жизней, наиболее спорным был вопрос о том, кто запустил ракету, поразившую «Боинг» над зоной боевых действий на востоке Украины, где правительственные силы пытаются подавить пророссийское восстание.

Ходаковский обвинил Киев в провокации возможного ракетного удара по самолету, сказав, что власти намеренно начали наносить авиаудары по району, в котором, по их сведениям, у сепаратистов были средства ПВО.

«Я знал, что «Бук» шел из Луганска. В тот момент мне сказали, что «Бук» со стороны Луганска идет под флагом ЛНР», — сказал Ходаковский, имея в виду самопровозглашенную Луганскую народную республику, которая на мятежном юго-востоке Украины граничит с аналогичной Донецкой республикой, где разбился авиалайнер.

«Об этом «Буке» я знаю, я слышал. Я думаю, что его вернули. Потому что об этом я узнал в тот момент, когда я узнал, что состоялась эта трагедия. Скорее всего, его вернули для того, чтобы убрать доказательства присутствия», — сказал Ходаковский Рейтер во вторник.

«Вопрос в том, что Украина получила заблаговременные свидетельства того, что повстанцы располагают, по вине России, этой техникой, и не только не предприняла ничего для того, чтобы безопасность обеспечить, но и спровоцировала применение этого типа вооружений в отношении самолета, который пролетал с мирными гражданами», — сказал он.

«Знали о том, что есть «Бук», знали, что «Бук» направляется в Снежное, — сказал Ходаковский о небольшом городе, расположенным в 10 километрах к западу от места падения лайнера. — Знали, что он там будет применяться, спровоцировали применение «Бука» тем, что вдруг начали авиаатаки на объект, который им совсем не нужен и который они самолетами до этого неделю не трогали».

«А в этот день они так полетели интенсивно. И как раз в момент обстрела, как раз в момент пролета гражданского самолета у них шли авиаудары. Даже если «Бук» был, даже если он был применен, то Украина все сделала для того, чтобы гражданский самолет был сбит».

ПАССАЖИРСКИЙ РЕЙС

Вашингтон полагает, что пророссийские сепаратисты, скорее всего, сбили самолет «по ошибке» и, как говорят сотрудники американской разведки, не понимая, что стреляют по пассажирскому лайнеру.

По мнению американских чиновников, «самое правдоподобное объяснение» падения авиалайнера заключается в том, что он был принят за другой тип самолета и по нему была запущена ракета из ЗРК российского производства, известного как «Бук», или SA-11 по классификации НАТО.

Администрация президента США Барака Обамы сообщила, что убеждена в том, что самолет был сбит ракетой SA-11 из района на востоке Украины, который контролируют пророссийские сепаратисты.

Лидеры повстанцев говорили, что не сбивали малайзийский самолет. Россия отрицает свою причастность.

Ходаковский в прошлом возглавлял донецкое антитеррористическое спецподразделение «Альфа» Службы безопасности Украины, а с началом восстания стал одним из немногих высокопоставленных полевых командиров украинского, а не российского происхождения.

Ранее у него возникали трения с лидерами сепаратистов, прибывшими со стороны, такими, как москвич Игорь Стрелков, объявивший себя главнокомандующим всеми мятежными силами в Донецке.

Ходаковский говорит, что у его батальона никогда не было «Буков», но они могли использоваться другими подразделениями.

«Дело в том, что там театр военных действий занимают наши, так сказать, партнеры по повстанческому движению, взаимодействие с которыми у нас очень такое, штрих-пунктирное», — сказал он.

«Какими ресурсами располагают наши партнеры, нам досконально неизвестно. Был ли (у них «Бук»), не было ли, если есть доказательства того, что он был — вопросов нет».

По словам Ходаковского, было известно, что ополченцы раньше захватывали «Буки» украинских сил: три установки были захвачены на одном из блокпостов в апреле и еще одна — рядом с аэропортом Донецка. Он сказал, что все эти «Буки» были неисправны.

Ходаковский не знает точно, откуда на контролируемой сепаратистами территории взялся «Бук», находившийся там в момент падения самолета. В то же время, он не исключил, что установка могла прибыть из России.

«Я не говорю о том, что Россия поставляет или Россия не поставляет, это вопрос десятый сейчас. Россия могла поставить этот «Бук» под какие-то совершенно локальные задачи», — сказал он.

«Я хочу иметь «Бук», и если мне его предложат, я от него не откажусь, но я никогда его не применю по целям, которые не представляют для меня угрозы, буду его применять только в том случае, если будет авианалет на мои позиции, для того, чтобы сохранить жизнь людей».
Я заинтересованная сторона, я «террорист», я сепаратист, ополченец, — добавил Ходаковский. — Я, в любом случае, вынужден обелить ту сторону, которую я представляю, даже если я могу думать иначе, говорить иначе и относиться к этому иначе. Это доставляет мне определенный душевный дискомфорт».

(Текст Питера Граффа, перевод Марии Цветковой)

Не забудь поделиться новостью